Артем

О профессиональной скорби, о Донбассе и о разнообразных оккупациях


Мемориал у шурфа шахты № 4/4-бис, г. Донецк (Сталино)

"Политическая пропаганда"
. Дни трауров и дни национальной скорби относительно тех событий, по поводу которых раньше десятилетиями не скорбели, стали на территории СССР каким-то новомодным трендом. Причем скорбеть надо выборочно, артикулируя это, а вспоминать и горевать только о назначенных или рукопожатых личностях и датах. Ведь машина "скорби" сегодня - это не просто памятники и встречи, но также и обоснование политических требований и намерений, положенное и "завернутое" в претензии одних режимов другим.
По словам доктора филологических наук, профессора СПбГУ Светланы Адоньевой, главными проявлениями нашей культуры являются обряды связанные с рождением, со свадьбой и со смертью (см. проект
"Прагмема").
Если я правильно понял, то каждый из перечисленных этапов жизни человека, специально ритуализирован для снижения  психологических рисков и проявления/увеличения  положительных (конструктивных) последствий в деле укрепления социума и связей внутри такового.

Как мне кажется, регулярно воспроизводить скорбь как основное состояние на любых мероприятиях не присуще не только русской культуре, но и любой другой. Все плачи и стенания происходят исключительно в момент подготовки похорон и при похоронах. После которых наступают поминки. А не "скорбелки". Ибо человека нужно помнить, давать правильную оценку его делам и поступкам и обогащать опыт социума тем конструктивом, который можно извлечь. Я разделяю мнение С. Адоньевой, изложенной в монографии
"Прагматика фольклора": там, например, приводятся обоснования тому, почему красивым может быть признанно только гармоничное и полезное для общества (или по крайней мере, именно такое представление о фольклоре я вынес для себя после чтения).


Донецк Монумент освободителям Донбасса.jpgЛично для меня любая жертва и утрата среди родных, близких друзей, любой подвиг народа должны быть зафиксированы и вплетены в знание о своем народе не только каждым отедльно взятым человеком, но и группой людей, общностью. народом. Совокупность таких знаний, ограненных культурным кодом, точнее теми самыми ненаследуемыми внегеномными социальными инстинктами, и будет являть собой коллективное сознание.

Ради интереса посмотрел все трактовки слова "скорбь" в современных словарях. В одних оно описывается как чувство тяжелой болезненной печали и утраты, в других, как эсхатологической состояние, присущее ристианству, особенно в приближении апокалипсиса. Когда я лично стою перед любым памятником советским солдатам, погибшим в той же Великой Отчественной, меня не корежит от скорби и иррациональных депрессивных состояний. Наоборот, сознание начинает четко понимать величину подвига, появляется восхищение смелостью и отвагой, память резко выдает все факты, которые показывают - не победить в той войне было невозможно. Иначе нас бы просто не было. И я сегодня должен сделать все для того, чтобы этот подвиг оказался ненапрасным. Вот эти просветленные состояния, как по мне намного важнее и ценнее скорби, страданий и простого горевания. Когда читаею книгу памяти Тверской области и вижу что около десятка человек родственников по отцовской линии, призванных несколькими военкоматами области Калининской либо погибли, либо пропали без вести в основном в 1941 году. Некоторые погибли в 1942-м Двоюродные и троюродные деды и прадеды. И это только по линии одного деда. И погибли они не зря. Путем выбивания немалой части мужиков из моей семьи, мы победили. Я это знаю. И поэтому знание помогате мне бить каждого гада, который вообще пытается не только завоевать мою страну, но даже приуменьшить подвиг моих дедов и прадедов. Я знаю, что помнить об этом подвиге нашего народа нужно каждому русскому и советскому человеку, радоваться жизни, гордиться предками. Но вот скорбеть, да причем профессионально каждый год по поводу и без?

Я тут неоднократно писал про некрофилию и садо-мазохизм, свойственный украм на майдане, галицаям вообще, полякам, и прочим странным околоеврейским народностям, почерпнувшими из торы и "Заветов" много специфических состояний, которые потом тесно вплелись в тамошние культуры-субкультуры.

И вот пример. 22 июня исполнилось 75 лет с начала Великой Отечественной войны. Решил посмотреть, как за все эти годы  в информационном поле засвечивался Бабий Яр - место массовых захоронений в годы войны. Оказалось - поскольку место признано самым массовым, то оно сегодня является самым узнаваемым и ужасы войны для многих не особо подкованных в истории нееврейских граждан почему-то связаны с Бабьим Яром. Вот чего пишет об этом Википедия, которую нужно считать  не столько малонаучным источником, сколько энциклопедией усредненных представлений по поводу событий и персон:

Ба́бий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов[1], а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году[2].

"Политическая пропаганда". Поскольку Бабий Яр стал чуть ли не символом еврейского "холокоста", решил посмотреть, что по этому поводу думают сами евреи. Нашел довольно интересное интервью с ответственным секретарем комитета «Бабий Яр» Виталием Нахмановичем. Цитирую:

"Никакой уникальности Бабьего Яра с точки зрения истории Холокоста нет. Сбор жителей населенного пункта, которых выводили на окраину города и там расстреливали, – это стандартная схема уничтожения евреев на территории бывшего СССР (на Западе были другие методы, за исключением немецкой оккупационной зоны в Сербии). Именно как типичное явление Бабий Яр и мог стать символом. Хотя эта акция не была первой ни по времени, ни по масштабам – в Каменец-Подольском, например, 26–28 августа 1941-го было уничтожено 23,6 тыс. евреев – и это в городе, где к началу войны было чуть больше 50 тыс. жителей! Правда, почти половина из расстрелянных были евреи, депортированные из Венгрии".

"Политическая пропаганда". Вроде здраво расписано? Но если эта трагедия случалась и в других местах, почему именно Бабий Яр стал центром эсхатологического "холокоста", который по мнению многиех нееврейских историков выпячивает роль евреев среди всех остальных народов, приписывая ей некое высшее, божественное/богоугодное значение? Вот поэтому дальше Нахманович и переходит к нанизыванию мифов и представлений, поддерживающих "Холокост", обосновывая тем самым не только важность сего вечно действующего скорбящего конвейера, но и, косвенно, получение им самим на этом поприще определенного гешефта. Хотя при этом он вскрывает некоторые интересные моменты всего предприятия. Цитирую далее:

"Бабий Яр стал тем, чем он стал, не во время, а после войны, благодаря столичному статусу города и активности местных евреев, потому что именно в Киеве начались несанкционированные массовые митинги памяти жертв Холокоста ("ПП" Э, и чем они заканчивались, если это так громко названо? Разгоном демонстрантов со слезоточивым газом, майданами и "пандугетью"?). Советская власть ведь не вообще замалчивала память о войне, она ее препарировала – это была память о мирных жителях, где главное – не выпячивать еврейскую составляющую. И дело не только в государственном антисемитизме ("ПП" Лазарь Каганович очень рад таким рассказам о государственном антисемитизме! Как и более 170 евреев-Героев Советского Союза и 160 тысяч евреев, награжденных орденами и медалям в годы Великой Отечественной, что выводит евреев на 4-е место среди народов СССР после русских, украинцев и белоруссов, ставя их даже впереди татар), – Холокост просто выпадал из общей концепции национальной истории СССР, которая строилась исходя из принципа абстрактной «справедливости» ("ПП" Этот специалист намеренно обходит стороной тот факт, что национальность для руководства СССР была одна - советская. А вот местечковое выпячивание достижений и трагедий этносов и народностей не поощрялось). Каждый народ должен был внести свой вклад в историю пропорционально своей численности и политическому статусу в стране. Если он этим критериям не соответствовал, историю подчищали. Никто ведь не утверждал, что евреев вообще не уничтожали, но они «должны были» гибнуть пропорционально своей численности в составе населения ("ПП" Обвиняя СССР в передергиваниях, он "по модулю" созраняет весь объем передергиваний, просто выставляя другой "знак". Я вообще не помню из учебников истории, чтобы нам так, по торгашесски-протестанстки, вымеряли страдания того или иного народа СССР в килограммоах. Началось это все, когда в школах поперла история Украины канадского образца и ученикам стали рассказывать отдельно об украинсцах в рядах Советской Армии, отдельно о жертвах в УССР, "соревноваться" цифирью с другими республиками СССР, кого и откуда больше угнали на работы в Германию  т.д. и т..д.). Больше всех пострадал русский народ, чуть меньше – украинский и т.д., а Холокост никак не вписывался в эту идеальную схему ("ПП" Как может религиозно-сионистский проект о богоугодной жертвенности евреев быть вписан в интернациоанльно-социалистическую систему?). Впрочем, не только Холокост, просто трагедия евреев в годы войны оказалась наиболее кричащей в этническом смысле. К тому же у евреев, в отличие от цыган, которые тоже подверглись геноциду, память об этом геноциде является важным элементом национальной самоидентификации ("ПП" Тут очень верно подмечено, но я бы хотел чуть-чуть поправить: не о геноциде, а о всех гонениях и убийствах. Кстати, без анализа причин такой "нелюбви" к адептам иудаизма).
В силу всего этого Бабий Яр превратился в чисто еврейский символ, не говоря уж о том, что 2/3 погибших в Бабьем Яру были евреи, и именно среди евреев существовало общественное движение в память о погибших". ("ПП" В память о погибших - у одних и в мероприятие по зарабатыванию политических очков - у других?)

"Политическая пропаганда". Ну и теперь вернусь к фото, вывешенному в начале поста. Кто-нибудь в СССР слышал о таком мемориале? Оно не было широко известно и распиараено евтушенками, диссидентами и прочими режиссерами, "подпитывавшимися" вдохновением из Бабьего Яра. Как же так? Это же второе по численности захоронение жертв фашистов на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны! Но оно почему-то никому не известно. Смотрим
"Википедию":

Шурф шахты № 4/4-бис — шахтный шурф в Калининском районе Донецка, ставший местом массовой казни гражданского населения немецкими оккупационными властями во время Великой Отечественной войны. Это второе по массовости место захоронение жертв фашизма после Бабьего Яра. Здесь были сброшены тела 75-100 тысяч человек.

...До начала Великой Отечественной войны шахта находилась в затопленном состоянии.
После оккупации Сталино войсками фашистской Германии, немецкими специалистами были обследованы все действующие и законсервированные шахты Донбасса, на предмет возможности восстановления и организации добычи каменного угля. Шахта №4/4 бис была признана не пригодной к восстановлению. Именно поэтому шурф шахты стал использоваться как место казни и захоронения советских граждан.
("ПП" Логика поступков немецких оккупантов очень четкая. И заставляет задуматься о том, насколько может быть опасным легковесное отношение к братанию с Европами).
При отступлении в сентябре 1943 года, немцы взорвали один из шурфов шахты, где находились тела убитых советских граждан.



Подъём тел из шурфа шахты 4-4 бис

Массовые захоронения в шурфе шахты 4/4 бис

Немецкая оккупация Донецка продолжалась около 700 дней с 21 октября 1941 года по 8 сентября 1943 года. За время войны население города с 507 тысяч человек уменьшилось до 175 тысяч.

Местом массовой казни гражданского населения немецкими оккупационными властями с весны 1942 года до 20-х чисел августа 1943 года стал шурф заброшенной шахты № 4/4-бис. Сюда привозили тела уже убитых людей, а также казнили. Жителей города расстреливали, а также сбрасывали в шурф живьём.

Единицам удавалось спастись. Например, горного инженера Александра Положенцева сбросили в шурф живым. Падая, он ухватился за канат и, раскачавшись, перебрался в стенную нишу, в которой спрятался до ночи.

Из 365 метров глубины ствола шахты 310 метров были завалены трупами десятков тысяч человек. При этом ширина шурфа составляет 2,9 метра, длина около 5 метров, конструктивно он поделен на две половины, два полушурфа. В один из них и сбрасывали людей. После того, как одного из охранников-полицаев приговорённые к смерти утащили за собой в шурф, было сделано ограждение.

В шурф шахты добавлялась каустическая сода для уплотнения и утрамбовки тел. При отступлении немцы путём взрыва завалили ствол шахты остатками производственных зданий и конструкции копра. На глубине около 55 метров образовалась плотная "пробка" из мусора и грунта толщиной несколько метров. Специалистам пришлось разбирать толстый слой мусора и конструкций, прежде чем добраться до разложившихся тел погибших, находившихся в воде.


"Политическая пропаганда". Информация  о мемориале:

Мемориал у шурфа шахты № 4/4-бис
Местоположение     г. Донецк, Калининский район
Скульптор     В. И. Петрикин, В. Г. Киселёв
Дата основания     1983 год
Другое название «Памятник жертвам фашистской оккупации г. Сталино» — мемориальный комплекс в Калининском районе Донецка.

Мемориальный комплекс создан возле шурфа шахты 4-4 бис, который во время оккупации Донецка стал местом казни и братской могилой. Мемориальный комплекс был создан в 1983 году. Скульпторы — В. И. Петрикин и В. Г. Киселёв
Мемориал изображает два шурфа и опрокинутую вагонетку. Над одним из шурфов развевающееся каменное знамя.
Памятник сопровождается табличкой с надписью:
«Здесь покоится прах зверски замученных и сброшенных в шурф шахты 4/4 «бис» мирных жителей, участников донецкого подполья, военнопленных солдат и офицеров
1941-1943 гг.
ВЕЧНАЯ ИМ СЛАВА...
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ...
ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ...»
Части мемориала были отлиты в центральных ремонтно-механических мастерских.


"Политическая пропаганда". Впервые мне этот памятник показал мой товарищ. с которым мы по молодости бегали по утрам.. Во время одной из пробежек в сторону Буденновского района, он предложил мне забежать отдышаться. С улицы подход к этому Мемориалу был не виден - небольшой проход в ряду зданий промышленной зоны. Помню первое впечатление от мемориала: сыро, мокро, мы стараемся отдышаться, не останавливась, подходи к памятнику. И товарищ мне говорит: "Тут немцы тысячами скидывали во время войны и расстрелянных и умерших. Прикинь, фашисты суки были!" Я только и ответил, что "Ага!". И почему-то даже мысли у нас не возникало обсудить, кого именно замучали и похоронили здесь оккупанты: русских ли, евреев или татар. Было понятно, что умертвлял противник противника. а точнее оккупант не только врагов, но и некомбатантов. И  и мы должны помнить об этом безо всяких сантиментов и разложений на составляющие.
Потом мы еще несколько раз приходили на это место. И к тому времени я знал о тысячах замученных и погибших в шурфах шахты 4-4бис. И мне казалось, что такие места были везде. где были фашисты.
Впоследствии  я для себя открыл, что таких массовых захоронений было на оккупированных территориях не так много. И вот что интересно: о погибших советских рабочих в "демократическом" и "толерантном" мире вообще не принято вспоминать. А тем более о советских рабочих в индустриальном Донбассе, и в городе, носившем имя Сталина.

Из той же статьи в "Википедии":

Массовые захоронения советских граждан в шахтах Донбасса

г. Макеевка - шахта 4/13 - два шурфа глубиной 95 м заполнены телами - около 30 000 человек
г. Горловка - шахта "Узловская" - шурф глубиной 108 м - 14 000 человек
г. Донецк пос. Рутченково - шахта №19 вентиляционный ствол 60 м - количество погребённых неизвестно
г. Донецк пос. Рутченково - шахта №31 Семёновский ствол (пласт А) глубиной 45-50 м - количество погребённых неизвестно
г. Донецк шурф неустановленной шахты в районе бывшего Рутченковского коксохимического завода - количество погребённых неизвестно.


"Политическая пропаганда". Глядя на эти цифры становится понятно, почему Донбасс должен был и бороться за свое освобождение тогда и не может забыть этого сейчас: потому что для противника в первую очередь нужно, чтобы были уничтожены производительные районы  оккупируемой территории, чтобы там, по возможности не осталось не только заводов и фабрик. но и жителей. Разрушение инфраструктуры Донбасса, разворовывание под видом приватизации закончилось, в конечном итоге, очередным уничтожением жителей региона. И опять, что интересно, в списке на истребление в первую очередь идут жители Донецка, Горловки и Макеевки. Иногда возникает подозрение, что укры врут и самые свидомые из них никогда не переставали выполнять предписания и установки дядюшек Розенберга и Гиммлера (о перекройке покоренного Союза и о "о тактике выжженой земли").
Современные оккультно-религиозные деятели нехотя вспоминают о погибших жителях и рабочих промышленных регионов. Потому что последние могли умирать не в страхе, а в понимании происходящего и - не дай Бох! с точки зрения попов, - со спокойствием в душе и уверенностью в Победе Красной Армии. Тем более, погибшие в большинстве своем знали и понимали, что работали они на оборону и благо той страны, которую пришлый противник собрался завоевать, и того режима, который немцы пришли полностью изничтожить.



Донецк (Сталино), 2008. Монумент освободителям Донбасса. На заднем плане - жилые массивы и шахты Калининского района 

"Политическая пропаганда". И за них отомстили. Враг был разбит, регион отстроен, справедливость восстановлена. Но это не радует современных мссовиков-затейников от религии. Любые поповье-раввиновы пляски и завывания вокруг мемориалов могут считываться как
пляски на костях ради  сшибания гешефта. Да и народ в Донецком бассейне в большинстве своем к религии всегда был равнодушен. Ибо сам был созидателен в основной массе своей. Или участвовал в созидании мощной советской страны. "Как запекшаяся стеклянная корка на раскаленном песке не может взрастить семена веры" (слова главпопа Горловского и Мариупольского), так и жители Донбасса (прямо по В.Г. Белинскому) даже "думая о боге, почесывали себе задницу"...

Сегодня повторяется движуха, связанная с уничтожением народа и трудового духа региона. Регион наполняется нуворишами, пролетариат маригнализируется и дальше,  жители постепенно изгоняются с мест. Одних укровских припиздков вроде вышибли, приперлись защитники из числа казаков и прочих маргиналов, разбирающих на металлолом подъездные пути то к шахтам, то к метзаводам: славно пополнили уроженцы послевоенных поколений ряды паразитов и расхитителей. Все, что "Правый сектор" не вывез из Донбасса, все что не успели спиздить олигархи, все, что не выкачал Киев в честь "биной и неделимой", что не потырили местные бессовестные ублюдки, прилипает к рукам некоторых новоназначенцев во власти ДНР, которые сегодня обосновались под прикрытием московских кураторов в буржуазной, а нифига не народной Донецкой Республике. Так например, производство по 50 делам о мародерстве, которые были начаты прокуратурой против личностей, прикрывающихся должностями в ополчении, были приостановлены, чтобы не нарушать эффект благостной "мирной жизни" в Донецке. Прокуратура вообде была прикрыта и теперь представления для судебных разбирательств передаются напрямую из районных отделов внутренних дел. Продукты и гуманитарные грузы попадают в розничные сети, курируемые властью  в ДНР. По слухам, на каждый "Камаз" гуманитарки из России "прицепом" въезжает 2-3 "Камаза" непонятных собственников и непонятного назначения: то ли он ввозят что-то, то ли активно вывозят...

Если бы я не знал историю своей страны и восстановления родного региона, я бы уже 150 раз ударился в скорбь и уныние. Но хера с два! Донбасс выживет и восстановится, придавит большинство паразитов и обзаведется новыми тружениками, как собственно, и большая наша страна Россия/СССР.

А предложение "поскорбеть" о прошлом в нынешней ситуации можно воспринимать как предложение сообразить на троих войти в измененное состояние сознание через деструктивные настроения, по умолчанию перенося все нынешие стрессы в прошлое и отвлекаясь от нынешнего прискорбного положения дел. Ведь неспроста скорби у нас все больше, а чувства гордости за героев - все меньше.